Что такое воображение и как его развивать?

25.07.2017 Ирина Яковлева 210 От 1 до 6 лет, От 6 до 16 лет

По сути, воображение является способностью человека, которая характеризуется созданием новых образов, имеющих основу из пережитого раннее опыта (воспоминания, ощущения, чувства).

Детское воображение

Поэтому воображение имеет тесную связь с такими процессами, как восприятие и память, и должно развиваться наравне с ними.

Развитое воображение ребенка поможет ему в дальнейшем взрослении и жизни вообще.

Благодаря развитию этого качества ребенок сможет:

  • быстро находить решения в сложных ситуациях
  • подходить к проблемам творчески
  • анализировать ситуацию - выявлять рискованные шаги и всевозможные решения.

Кроме того, дети с развитым воображением гораздо успешнее справляются с любыми задачами и проблемами. Они способны мыслить неординарно и довольно гибко. А также они отлично могут не только ставить перед собой, но и видеть конечную цель, просчитывая и планируя все шаги к её достижению.

Проще говоря, развитое воображение гарантирует успешность и конструктивность всех начинаний человека, начиная с детского сада и заканчивая собственными проектами.

Как развивать воображение?

Прежде всего, необходима правильная стимуляция, своеобразный толчок для развития воображения. Такой толчок дают различные впечатления и продуктивные виды деятельности.

К впечатлениям, побуждающим к развитию воображения, можно отнести разнообразные тактильные и вкусовые ощущения. Также сюда относятся:

  • прогулки
  • путешествия
  • походы в музеи и театры, кино.

При этом большое внимание надо уделять не только созерцанию, но и интересным заданиям и играм ("на что похож тот или иной предмет").

Чтение книг тоже дают детям особые впечатления. Ребенок, слушая сказки и рассказы способен "видеть" сюжет, представлять его, и переживать вместе с героями.

Рассматривать книжные страницы с рисунками тоже полезное занятие, оно также дает толчок. Полученные образы станут основой опыта для создания чего-то нового.

Чтение книг

К продуктивной деятельности, побуждающей развитие воображения, относят:

  • рассказывание сказок и историй
  • сочинение сказок, историй и рассказов
  • отгадывание загадок
  • рисование
  • игра
  • игра на псевдомузыкальных инструментах.

На самом деле сказки считаются эффективным средством развития воображения и фантазии. Их можно не только рассказывать, пересказывать, переписывать, но и придумывать.

С рисованием тоже всё довольно просто. Рисование даёт волю фантазиям ребенка, у него появляется возможность придумать свой мир, свою историю.

Нужно лишь дать ребенку листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры, в общем, всё то, чем можно рисовать, и он сам начнёт придумывать и рисовать персонажей, выдумывать и рассказывать истории про них.

Отгадывание загадок стимулирует не только умственную деятельность, но и образное мышление, а также увеличивает словарный запас. Это своеобразная помощь, подсказка для детских фантазий и плодов воображения.

Игра, как самостоятельная деятельность ребенка, также влияет на развитие воображения, но в основном зависит от полученного раннее опыта и знаний, благодаря которым и будут зарождаться сюжеты для игр.

Что касается музыкальности, то, игра на таких инструментах, как кастрюли, разделочные доски и другие, не предназначенные для этой цели предметы, будут стимулировать творческие способности ребенка.

Придумывание мелодий и песенок, а также поиск новых инструментов для игры, пробуждает детское воображение.

Родителям важно помнить о том, чтобы воображение детей развивалось и работало, необходимо всячески это поддерживать.

Например, давать ребенку время на то, чтобы получить разные впечатления и эмоции без родительского контроля. А также не следует осуждать ребенка за его фантазии и смеяться над ними.

Ребенок должен чувствовать свободу, безопасность и комфорт для того, чтобы придумывать и воображать.

Комментарии (1)

Анна, 09.06.2017

Психологами и педагогами разработано большое количество специальных игр для развития воображения. Советую подборку игр и упражнений Л. А. Венгера. Вот, например, одна из них, которую я использовала в работе с детками. Родитель (воспитатель) заготавливает простые предметы (пуговица, листочек бумаги, лоскут ткани, палочка, катушка с нитками). Выкладывая их по одному, взрослый задает вопрос: "Как этот предмет ты сможешь использовать в игре?" Ребенок называет свои варианты, чем предмет может служить в игре, и показывает, как он будет им играть. После 10 и более вариантов предмет меняется.

Оставьте свой комментарий: