Гиперактивность у детей дошкольного возраста - как с этим справиться?

22.09.2017 Ирина Яковлева 174 От 1 до 6 лет

Активный ребенок в семье - явление нередкое и обычно не вызывающее каких-либо тревог со стороны родителей. Напротив, многие папы, мамы и бабушки испытывают немало радости, глядя, как энергично резвится их чадо, как бойко и оживленно ведет себя. И все же бывают ситуации, когда даже самые оптимистично настроенные родители начинают понимать, что поведение ребенка переходит все грани.

Гиперактивность у ребенка

Именно такие случаи, когда чрезмерная активность ребенка не просто бросается в глаза, а явно зашкаливает, не давая ему нормально воспринимать, усваивать и реагировать на информацию, и называются в медицине детской гиперактивностью либо синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно СДВГ).

Первые признаки подобного отклонения могут быть заметны у малышей уже на втором году жизни, а иногда даже раньше. Однако максимального развития симптомы гиперактивности достигают у детей старшего дошкольного возраста, то есть примерно к 5-7 годам.

Точные причины подобного состояния пока до конца неизвестны, но считается, что предрасполагающими факторами является течение беременности или родов с осложнениями, вредные привычки родителей до зачатия ребенка или наследственность.

Основные проявления гиперактивности у детей:

  • ребенок неусидчив, чересчур подвижен, беспокоен;
  • при попытке обуздать его - реагирует эмоционально, иногда плаксиво;
  • не может сконцентрировать свое внимание на чем-то одном, постоянно отвлекается на что-то новое;
  • зачастую не обращает внимания на окрики взрослых, игнорирует нормы и правила поведения;
  • плохо ладит со сверстниками, несколько отставая от них в психическом и речевом развитии;
  • не любит, когда его укладывают спать, с трудом отходит ко сну.
  • из-за плохой концентрации внимания отмечаются проблемы с памятью, обучением, самоконтролем.

Как с этим справиться? Терапия гиперактивности

Многие родители, столкнувшись с крайней недисциплинированностью своих активных детей, начинают испытывать чувство, близкое к нервному срыву: после многочисленных бесплодных попыток что-либо исправить, ситуация начинает казаться им непоправимой.

Между тем, несмотря на серьезные хлопоты, которые доставляют такие дети, СДВГ не относится к тяжелым патологиям и квалифицируется в медицине как «минимальное нарушение мозговых функций».

Определенную роль в терапии детской гиперактивности может играть медикаментозное лечение успокаивающими средствами. Однако сильнодействующие лекарства детям давать нельзя, а легкие препараты помогают не всегда и не всем. Поэтому основная роль в лечении такой патологии принадлежит психологическим методам.

Важные советы:

Чтобы успешно преодолеть негативную симптоматику и отрицательные последствия данного состояния, следует знать несколько важных нюансов:

  1. Во-первых, даже при отсутствии всякого лечения, большинство детей к 7-10 годам перерастают данный синдром, так что при наличии терпения родители могут перешагнуть через него вместе с детьми.
  2. Во-вторых, отношение к поведению ребенка не должно быть односторонним и состоять только из окриков. Напротив, если маленькому непоседе удалось чем-то обрадовать своих родителей, следует обязательно дать знать ему об этом, не сдерживая положительных эмоций. Такие дети, в силу своих психологических особенностей, гораздо лучше восприимчивы к похвале, чем к выговорам и наказаниям.
  3. В-третьих, поскольку гиперактивные малыши не способны хорошо запоминать большое количество информации, то указания им должны быть сформированы коротко, ясно и наглядно. Ежедневные требования к ребенку можно сформировать в форме надписей с простыми картинками, развешенных на стенах – «Заправить кровать», «Почисть зубы».
  4. Наконец, хороший результат может дать выработка системы поощрений за хорошее поведение - это могут быть новые игрушки, карманная мелочь, любимая еда, путешествия на природу.

В том случае, если родители испытывают затруднения и не могут самостоятельно обуздать пыл своего малыша, можно обратиться к детскому психологу. В любом случае осознание того, что состояние ребенка не внушает серьезных опасений, значительно сильнее тех неприятностей, которые причиняет детская гиперактивность, и может помочь любящим родителям преодолеть временные неприятности вместе со своим непоседой.

Комментарии (1)

Ирина, 22.05.2017

Очень часто в детском саду или в школе стараются всю ответственность за воспитание гиперактивных детей переложить только на родителей. Но ведь невозможно таких детей отгородить от общества, поэтому без психологической поддержки воспитателей и учителей никак не обойтись. Ведь именно они могут помочь детям научиться контролировать себя, находясь в коллективе, бесконфликтно жить рядом с другими.

Оставьте свой комментарий: