Упрямый ребенок и его воспитание

22.09.2017 Ирина Яковлева 124 От 1 до 6 лет, От 6 до 16 лет

Когда в семье растет упрямый ребенок, то все внимание старших сфокусировано на нем. А он ежедневно испытывает терпение членов семьи. Своими неприглядными поступками упрямец исследует, до какой степени можно пользоваться своей свободой и не обращать внимания на обязанности и просьбы.

упрямый ребенок

Как правило, родители сами виноваты в том, что ребенок часто капризничает, кричит, льет слезы, не желает делать то, о чем его просят.

Применяя неэффективные меры воздействия, взрослые начинают ощущать свою беспомощность. Вопросы: «Что делать?», «Как быть?» все чаще задают себе папа и мама. Уже опробованы уговоры,
попустительство, жесткие наказания. А толку как не было, так и нет.

Надо четко понимать, что не существует двух одинаковых детей. Поэтому воспитательные меры должны быть разными даже для двух детей в одной семье.

У каждого ребенка свой темперамент и характер. Темперамент невозможно изменить, он дается природой с рождения, а характер формируется на протяжении всей жизни. Вот его-то и нужно направлять в правильное русло.

Дети по-разному воспринимают правила, утвержденные в семье: один ребенок сразу выполняет то, что от него требуют, а другой будет долго и нудно «тянуть резину». Он старается выяснить, на самом ли деле нужно это сделать или удастся отвертеться.

Поэтому все внимание родителей должно быть направлено на упрямца. Ему требуется больше наставлений и более жесткая дисциплина. Не нужно думать, что после парочки замечаний ребенок станет идеальным. Это длительный процесс, требующий от родителей определенных знаний и усилий.

Как справиться с детским упрямством:

1. Четко установить границы дозволенного.

Ребенок будет проверять, насколько родители тверды в своих правилах. Если мама сказала «нет», то отступать нельзя ни сегодня, ни завтра. В противном случае, не избежать бесконечной борьбы и проверок со стороны ребенка.

2. Ребенок должен уяснить последствия плохого поведения.

Это не должны быть угрозы («это было в последний раз», «сейчас увидишь, что я с тобой сделаю») или жесткие наказания («будешь сидеть дома всю неделю», «не получишь сладкого»).

Ребенок должен сам выбрать между действием и его логическим последствием. Например, «ты можешь пойти гулять после того, как приберешь в своей комнате», «ты сможешь поиграть на компьютере, когда сделаешь уроки».

В случае неправильного решения всегда следует наказание, но оно должно быть адекватным. Бессмысленно лишать ребенка просмотра телевизора, если он не убрал игрушки. Попробуйте забрать их на определенное время. Если ребенок поломал какую-то игрушку, не торопитесь покупать ему новую, пусть он поймет, как плохо лишиться чего-либо.

Ребенок может не усвоить урок с первого раза, но если каждый раз повторять эти действия, то результат обязательно будет. В выборе наказания не надо перегибать палку (не пришел вовремя домой с прогулки — сажать под домашний арест на неделю), но и незначительные меры могут принести пользу.

3. Слова родителей не должны расходиться с делом.

Нужно быть готовыми повторять одно и то же множество раз независимо от настроения и самочувствия (например, не сделал уроки, не идешь гулять).

Если родители установили правила, то важно, чтобы ребенок обязательно их выполнял. Мама просит убрать комнату, прежде чем заняться компьютерными играми, но не дождавшись выполнения, просьбы, сама прибирает. Этот поступок не продвигает ее вперед в процессе воспитания.

Поступки мамы должны быть действенными. Самое важное - добиться от ребенка выполнения поставленной задачи.

4. Порядок действий родителей неизменен - правило, выбор, выполнить или нет, поощрение или наказание в зависимости от результата.

Нельзя идти на поводу у ребенка, который начинает канючить «я больше не буду», «дай мне еще один шанс». Родительское «нет» означает только «нет», а не «ну, может быть».

Как добиться желаемого результата?

1. Говорить с детьми нужно понятно и, как можно, короче.

В противном случае ребенок будет искать возможность избежать выполнения правила. Для этого он может употреблять различные слова: «ладно», «сейчас», «хорошо», а может вообще сделать вид, что не слышит, и улизнуть из комнаты. 

Разглагольствование на тему: «Почему ты такой неряха? Что это за разгром в комнате? Неужели тебе это нравится?» не пройдет. Надо четко поставить задачу: «Прибери свою комнату».

Разговаривать нужно спокойно, без повышения голоса, без крика, без угроз, без чрезмерных требований. В противном случае ребенок почувствует, что вы теряете терпение, перестаете контролировать ситуацию, и начнет перепалку.

2. Задача родителей не доводить до конфликта. 

Фраза: «Мы больше не будем это обсуждать, иначе следующие пять минут будешь сидеть у себя в комнате без развлечений», сказанная спокойным тоном, обычно срабатывает. Да и сами родители успевают успокоиться от подступивших эмоций.

3. На какое-то время взять тайм-аут.

Это хороший способ усмирить упрямца, прекратить истерику. Для достижения результата важен спокойный тон родителей. В этом случае нельзя обижать ребенка, обзывать неприятными словами. Например: «Убирайся в свою комнату, чтобы духа твоего тут не было!».

На какое время отправлять ребенка успокоиться и «подумать», зависит от возраста. Обычно оно соответствует 1 минуте за 1 год жизни.

Если за отведенное время ребенку не удается справиться с гневом, слезами, можно увеличить время вдвое, втрое, до тех пор, пока он не станет адекватным.

Хорошо использовать таймер. Когда ребенок начинает оттягивать время, отведенное на выполнение задания, нужно включить таймер, завести будильник или поставить песочные часы и уточнить, сколько времени ему дается на решение задачи. Если не справился, должны следовать адекватные воспитательные меры, ограничивающие его свободу.

Для того, чтобы у ребенка было желание совершать правильные поступки, родителям необходимо научиться замечать даже самые незначительные изменения в его поведении, чаще хвалить. Это
будет повышать его самооценку.

Поведение ребенка многогранно. Он не только капризничает и упрямится, льет слезы и злится, но и проявляет интерес к событиям в семье и в детском саду, к книгам.

У него возникает множество вопросов, ответы на которые он хочет получить у мамы и папы. Поэтому общение с ребенком - это важный момент в процессе воспитания. Любовь и терпение помогут родителям
найти нужную тропинку в душу ребенка.

Если родителям удастся наладить отношения с ребенком без ссор и обид, если ребенок начнет воспринимать правила всерьез, и будет уважительно относиться к близким, можно считать, что
задача выполнена.

Комментарии

Пока еще нет комментариев.

Оставьте свой комментарий: